Дни деликатного кино

На прошлой неделе в кинотеатре «Лена» Чрезвычайный и полномочный посол Швейцарии в России Пьер Хельг торжественно открыл «Дни швейцарского кино в Якутске». Праздник европейского кино продолжался с 9 по 11 июня, вход на все сеансы был бесплатным. Что за фильмы показали якутянам?

Анна Романова

13.06.2016
905

«Сэм»

Кадр из фильма «Сэм»

Кадр из фильма «Сэм»

В первый день зрителям показали «Сэм» режиссера Елены Хазановой, которая одновременно выступила продюсером картины.

Главный герой Сэм — чудесное создание с пухлыми щечками и неподражаемой детской философией. Его папа Жером — писатель, и после развода живет в маленькой, по швейцарским понятиям, квартире. Страдает от нехватки вдохновения или депрессии. Курит прямо в квартире. Много. Выпивает. Иногда много и жадно. Сына временно поселяют у него. Сэм недоволен. То хлопьями, то вниманием, то тоской по маме, которая живет в Париже.

Мальчик в начале фильма отца никак не называет. Ни «папа», ни «Жером» — никак. Но потом он прозревает. Продает все свои рисунки, чтобы помочь отцу. Он чутко прислушивается к миру взрослых, где две женщины устраивают свадьбу, а иные семьи не хотят детей. Нам показывают очень непростой и очень скрытный мир европейского общества. В котором есть и много хорошего и много опасного.

Жерому, неумело сварившему спагетти, угрожают заявлением в соцопеку. Постепенно начинается эмоциональное пробуждение Сэма. Он называет отца «папой» и они наконец-то по-человечески обнимаются и целуются. Зрители получают катарсис, Сэм получает Париж и маму, папа Жером получает вдохновение, а остальные — спокойствие. Все разрешается в лучших европейских традициях. Ружье, которое висело на сцене, не выстрелило, его просто разрядили, помыли и отправили на чердак. А у нас в памяти остался чудный детский взгляд и вопрос: «Ведь если двое любят друг друга, то у них обязательно рождается ребенок?»

Мальчик, сыгравший Сэма, очень киногеничен и сам по себе добр и умен. Из-за него я готова все простить: не очень профессиональные ракурсы, отсутствие музыкального или синонимичного ему сопровождения. Но… выжимает ходом изображения слезу. Недаром Андрон Кончаловский сказал: «Великое кино — это музыка изображения».

«Велосипедные истории»

Кадр из фильма «Велосипедные истории»

Кадр из фильма «Велосипедные истории»

Документальный фильм Фредерика Фавра «Велосипедные истории» — это фильм-исследование о современной швейцарской молодежи. Каролин, журналист по образованию, работает велокурьером. Она срослась с велосипедом, слышит музыку города и ветра. Главных героев трое. Эти молодые люди счастливы. Они всегда на грани. Опасность не успеть доставить, попасть под колеса машин. Но они в самом центре событий, в самом центре Лозанны, красивейшего города Европы, где никогда еще не было терактов, беженцев и многого другого. Города очень строгого и требовательного, особенно к молодежи. Работа дает им вполне пристойное жилье, деньги, питание, а главное – надежду. Фильм очень современный и даже какой-то пропагандистский.

В конце фильма один из героев, кудрявый паренек Рафаэль, уезжает жить и работать в Монреаль, в Канаду, которую сейчас называют страной светлого будущего человечества, которая принимает талантливую молодежь со всего мира. Кстати, там работает и живет немало нашей молодежи саха. Итак, Рафаэль уезжает, а старая добрая Европа остается…

«Резунс»

Второй документальный фильм «Резунс» («Эхо») – это фильм о романшском языке, на котором сейчас говорит всего 100 человек. Он, конечно, близок нам. В Якутии ведь тоже есть исчезающие языки малочисленных народов Севера. В фильме показана школа, где бережно изучают этот редкий язык. Дети, говорящие на нем. И взрослые, которые, изучив язык, полюбили его носителей и их землю, остались там навсегда.

Режиссеры Алан Зутер и Карин Карридруа сами участвуют в фильме и рассуждают о языке. Отчего язык умирает? На современном этапе развития человечества побеждает английский – язык Шекспира и Хемингуэя, Фолкнера, Стивена Кинга и Рэя Бредбери. Хочу свои мысли после просмотра этого фильма закончить цитатой Хемингуэя: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Но это все равно печальный фильм. Об уходящем.

«Проза о Транссибирском экспрессе и маленькой Жанне французской»

А этот фильм громко объявили анимационным. Нет и нет. Анимацией, извините, здесь и не пахнет. Это я о фильме с длинным претенциозным названием «Проза о Транссибирском экспрессе и маленькой Жанне французской» режиссера Давида Эпинея. Это иллюстрация стихотворения в форме ожившего и бегущего куда-то времени.

Помните, наверно, музыкальную мелодраму «Шербургские зонтики» с Катрин Денев, которая, в общем-то, является иллюстрацией прекрасного стихотворения о войне Жака Превера. «Помнишь ли ты, Барбара, как над Брестом шел дождь с утра. А ты, такая красивая и счастливая. Ты кого-то ждала, Барбара? Барбара… Барбара…» Концовка печальная, любимый погиб на войне. А Барбара его ждет у окна.

Здесь, в швейцарском фильме, поезд мчится через страны, через голод, чуму и холеру, через революцию и холода. Он все мчится и мчится… Туда — в будущее, чтобы рассказать еще одну историю любви. А колеса стучат и стучат… Это прекрасно иллюстрированное стихотворение, но никак не анимация.

«Бубуль»

Кадр из фильма «Бубуль»

Кадр из фильма «Бубуль»

В центре художественного фильма «Бубуль» — история о толстячке Кевине, которого избивают и обзывают, как и везде, «жиртрестом». У него родители в разводе. Подросток дружит с прелестной ангелоподобной девочкой, страдающей из-за лишних 2-3 килограмм. Они вместе ходят на аквагимнастику и трогательно дружат.

Потом сюжет развивается и Кевин знакомится со странными людьми, которые выдают себя за охранников («секьюрити»), а позже и за… «коммандос». Ну ладно. Играют и играют. Подумаешь. Весь мир – театр. Эти двое почти безобидны — молодой парень с собакой и пожилой толстячок с обритой головой. Но парень пытается совратить сестру Кевина, Дженни. Сестра очень боевая и вовремя дает отпор. А Кевин отдает своим новым знакомцам чернокожего друга-подростка в качестве испытателя бойцовских собак. Друг не прощает этого. Хотя в конце фильма дети обнимаются и мирятся. А повзрослевший и возмужавший (пиво + фильмы для взрослых) Кевин пытается побить отца, тишайшего интеллигента. Это уже кульминация фильма. Крещендо нарастает, нарастает, и вот финал. Друзья-клоуны уезжают. Отец начинает, наконец-то, воспитывать по-мужски сына, мама влюбляется, Кевин обретает настоящего друга, собаку Рокко. Подружка приглашает Кевина на свой день рождения. Все хорошо, что хорошо кончается.

«Гангбэ»

«Гангбэ» режиссера Арно Робера — еще один документальный фильм. Про африканскую музыкальную группу «Гангбэ», известную всей Африке и не только.

Оказалось, в государстве Бенин живут интеллигентные люди. У музыкантов прекрасные инструменты, саксофон звучит так протяжно и плачет о чем-то нам неведомом. О песчаных бурях, о суровых предках и о будущем.

У них старенькие мамы в модных одеждах. Музыканты заходят на рынок, в отдел тканей, где сидят до боли родные китайцы. Покупают ткани, выступают на концерте и едут домой. К семье, к детям, к дому, к друзьям. Это обычные граждане в обычной стране. Мирной и спокойной. Где свиньи и куры. Мамы, жены, друзья и дети. Африка — не «пылающая земля», как ее часто представляют. Там нормальная, размеренная, вполне себе цивильная жизнь. С гостиницами, с кондиционерами в автобусах и с рынками. Надо отдать должное и низко поклониться творческой группе из Швейцарии, которая снимала картину. Африка развивается и у нее есть будущее.

Швейцарское кино – это исключительно деликатное кино, о проблемах рассказывает достойно и тихо, без патетики и чернухи.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Последние материалы