Кинематографическая Дакка

Каждый год 12 января теплый, гостеприимный город Дакка открывает свои двери кинематографистам из разных уголков земли. В этом году мне посчастливилось принять участие в XV МКФ в качестве члена жюри конкурсной программы «Духовных фильмов» и в III Международной конференции «Женщины в кино», проведенной в рамках фестиваля.

Ника Жолдошева

27.01.2017
796

От Кыргызстана в двух разных конкурсных программах приняли участие три полнометражных фильма — «Путешествие с бомбой» режиссера Нурлана Абдыкадырова, «Заика» режиссера Эрнеста Абдыжапарова (конкурс «Мировой кинематораф»), «Завещание отца» режиссеров Бакыт Мукул и Дастан Джапар уулу (конкурс «Азиатских фильмов»). Лозунг фестиваля: «Better Film, Better Audience, Better Society». С помощью хороших фильмов можно воспитать хорошую аудиторию и хорошее общество в целом, и в этом они абсолютно правы, ведь искусство кино обладает мощной силой влияния на людей.

До приезда в Дакку я не была знакома с жизнью и культурой народа Бангладеш, если не считать найденной в интернете информации, которая, конечно, не дает полного представления о реальности.

Участники 15 МКФ в Дакке, Бангладеш

Участники 15 МКФ в Дакке, Бангладеш

В программе церемонии официального открытия фестиваля в качестве почетных гостей были указаны президент страны Абдул Хамид, министр иностранных дел Шариар Аллам, министр финансов Абул Маал Абдул Хамид, министр информации Хасанул Хагуи Ину, также президент FIPRESCI (фр. Fédération internationale de la presse cinématographique; международная организация, объединяющая кинокритиков и киноведов с 1930 г. — ред.) Алин Ташжиян. Меня приятно удивило, что руководители государства самого высокого ранга настолько заинтересованы в поддержке национальной киноиндустрии. Это служит лучшим примером вклада в развитие культуры, сохранение традиций и конечно же создания положительного имиджа страны.

По дороге в музей, где должна была состояться церемония открытия, началось первое знакомство с контрастной, насыщенной, кипящей жизнью Дакки. Вдоль забитых рикшами и транспортом дорог — частные лавочки. Хотя 89% населения являются мусульманами, здесь чтят многие другие вероисповедания, чему стало примером чтение со сцены молитв представителями разных религий в начале церемонии открытия.

На III Международной конференции «Женщины в кино» выступали известные кинематографисты и кинокритики со всего мира. Шарофат Арабова, кинорежиссер и кинокритик из Таджикистана, член НЕТПАК (NETPAC — авторитетная международная организация по продвижению азиатского кино — ред.), выступила с замечательной речью на тему «Семья и супружеские отношения в фильмах женщин-режиссеров Центральной Азии», сделав большой акцент на кыргызских женщинах-кинематографистах, начиная от Динары Асановой, Ларисы Шепитько до Наргизы Маматкуловой и Эльнуры Осмоналиевой, подробно рассказав об истории создания картин и их содержании. В своем выступлении она подчеркнула, что по сравнению с другими странами Центральной Азии, в Кыргызстане женщины более активные и успешные в киноиндустрии. Ее выступление для меня явилось неожиданностью и было очень приятно, как кинематографисту, представляющей Кыргызстан. Я глубоко благодарна Шарофат за такую искреннюю поддержку наших женщин-кинематографистов!

Рабочие моменты фестиваля в Дакке, Бангладеш

Рабочие моменты фестиваля в Дакке, Бангладеш

Всем удалось познакомиться друг с другом, увидеть разные взгляды на историю и нынешнее состояние кинематографа. На четвертый день фестиваля, после завершения конференции, начался просмотр конкурсных фильмов. Фильмы из разных стран раскрывали темы веры, духовности, религии, покаяния и т.д. Несмотря на то, что во всем мире киноязык считается универсальным языком, мы все знаем, как сильно азиатские фильмы контрастируют с привычными нам западными фильмами. У жюри возникали порой очень разные мнения и проходили бурные обсуждения.

Жаль, что посмотреть всю обширную фестивальную программу невозможно. Из нашей секции мне очень понравились короткометражный иранский «Могильщик» и полнометражный игровой «Красный сад» (Азербайджан и Россия). Самый главный приз фестиваля достался фильму режиссера из Ирана Реза Миркарими «Дочь». Можно ниже посмотреть список фильмов-победителей, чтобы оценить масштабы и географию мероприятия.

На фестивале я встретила своих старых друзей кинематографистов и приобрела новых, а гостеприимные организаторы удостоили нас чести посетить знаменитое здание парламента Бангладеш, построенный архитектором Луисом Каном. Удалось посмотреть дом-музей «Отца нации» Бангабанху Шейх Мужибур Рахман, который боролся за суверенитет своего народа и принес Бангладешу независимость. Министр финансов пригласил всех гостей к себе домой на ужин в честь фестиваля, количество приглашенных превысило 150 человек.

Интересные дни, полные новых впечатлений, пролетели очень быстро, настал момент вручить призы победителям и отправиться назад в любимый Бишкек. Организаторы МКФ в Дакке во главе с директором фестиваля Ахмедом Музтаба Жамал делают самое лучшее для своего народа с помощью фестиваля. И я много размышляла, сравнивала нас, находила различия и сходства с бангладешцами, но в заключение хочу сказать только о трех вещах: мы с ними живём в одном часовом поясе; хлеб на их языке тоже, как и у нас — «нан»; и конечно же, любовь к кинематографу, который способен поднять культуру и духовность народа.

Ника Жолдошева, кинорежиссер
Ника Жолдошева — кинорежиссер, ассоциативный продюсер киностудии «Айтыш Фильм», арт-директор МКФ «Кыргызстан — страна короткометражных фильмов». Окончила Кыргызский Государственный университет искусств, специальность «Режиссура кино и ТВ», участница VII Международной летней школы ВГИК «Режиссура документального кино».

Победители XV Международного кинофестиваля в Дакке:

Конкурс детских фильмов

Приз за Лучший детский фильм имени Бадал Рахмана:
«Семь мешков риса» — реж. Марисел Кариага, 103 мин. Филиппины

Приз Зрительских симпатий:
«Золотое крыло» — реж. Бобби Сарма Баруа, 86 мин. Индия

Конкурс духовных межрелигиозных фильмов:

Приз за Лучший полнометражный игровой фильм:
«Красный сад» — реж. Мирбала Салимли, 88 мин. Азербайджан-Россия

Приз за Лучший документальный фильм:
«Остров монахов» — реж. Анна Кристин Герардот, 70 мин. Нидерланды

Приз за Лучший короткометражный фильм:
«Могильщик» — реж. Али Мардони, 30 мин. Иран

Спец. приз жюри за короткий метр:
«Особенный стул» — реж. Марко Зуин, 16 мин. Италия

Спец приз жюри за полнометражный фильм:
«Красный песок» — реж. Надер Чоудхури, 93 мин. Бангладеш

Конкурс фильмов женщин-режиссеров

Приз за Лучший фильм:
«Нахид» — реж. Ида Панахандеш, 105 мин. Иран

Спец. приз жюри:
«До последнего вздоха» — реж. Эмин Эмел Балжы, 94 мин. Турция-Германия

Приз за Лучший короткометражный фильм:
«Семеле» — реж. Мирсини Аристидо, 13 мин. Кипр

Спец. приз жюри:
«Чандра» — реж. Фатима Ахмади и Асмита Шриш, 15 мин. Иран-Непал

Приз за Лучший документальный фильм:
«Рожденные вместе» — реж. Шабнам Фердоус, 85 мин. Бангладеш

Спец. приз жюри:
«Остановленное время» — реж. Наталья Бриштейн, 64 мин. Аргентина-Мексика

Конкурс короткометражных независимых фильмов

Приз за Лучший короткометражный фильм:
«Yaman» — реж. Амер-Аль-Барзави, 4 мин. Сирия

Спец. приз:
«Appooppanthaadi» — реж. Сивапрасад К.В. 26 мин. Индия
«Параллельное путешествие» — реж. Тарек Азиз Нишок, 11 мин. Бангладеш

Лучший документальный фильм:
«Политическая жизнь» — реж. Сое Аркар Хтун, 20 мин. Мянма
«Землетрясение в Непале: Выжившие герои и происходившие чуда» — реж. Ганеш Пандай, 46 мин. Непал

Конкурс азиатских фильмов
а) Приз жюри FIPRESCI:
«Темный ветер» — реж. Хуссейн Хассан, 92 мин. Ирак-Германия-Катар

б) Призы Международного жюри:
Приз за Лучшую операторскую работу:
Жевахиру Сабину и Курсат Уресину за фильм «Холод Каландара» — реж. Мустафа Кара, 134 мин. Турция

Приз за Лучший сценарий:
Саееду Рустаее за фильм «Жизнь и один день» — реж. Саеед Рустаее, 115 мин. Иран

Сонеру Жанер за фильм «Рауф» — реж. Барис Кая и Сонер Жанер, 94 мин. Турция

Лучшая актриса:
Маиса Абд Элхади (Палестина) — фильм «3000 ночей» — реж. Маи Масри, 103 мин. Палестина-Лебанон

Лучший актер:
Фархад Аслани — фильм «Дочь» — реж. Реза Миркарими, 103 мин. Иран

Лучший режиссер:
Парвиз Шахбази за фильм «Малярия», 90 мин. Иран

Лучший фильм:
«Дочь» — реж. Реза Миркарими, 103 мин. Иран

Спец. приз жюри:
«Безымянный» — реж. Таугур Ахмед, 92 мин. Бангладеш

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Читайте также:

2 комментария

  1. Горожанин:

    Интересная статья. Посмотрел список победителей, не понял, фильмы женщин выступали вообще отдельно, в отдельной номинации, а во всех остальных номинациях были фильмы, снятые только мужчинами?

  2. Сардана Ордахова:

    Уважаемый Горожанин, в фейсбук-группе нашего сайта https://www.facebook.com/groups/imholike.ru/ автор статьи Ника Жолдошева отвечает на похожий вопрос.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Последние материалы