«Костер на ветру». Рецензия на фильм

Это самый интересный якутский фильм, снятый за последнее время. Он берет человека в плен с самого начала. Очень негромкий и тихий фильм, ставший сенсацией этого года. В Якутске его показали 3 ноября в рамках "Ночи искусств" в Художественном музее.

Анна Романова

10.11.2016
1 497

Когда я смотрела картину в переполненном актовом зале музея, мне вспомнились фильмы итальянского неореализма. «Ночи Кабирии», «Дорога» Федерико Феллини, «Похитители велосипедов» Витторио де Сика, «Два гроша надежды» Ренато Кастеллани и другие.

Перед нами на экране — маленькое село, затерянное среди бескрайних просторов Якутии. Унылый и убогий быт односельчан. Магазин как центр вселенной, куда можно постучать и в двери и в окно. Добротный домик, в котором одинокий и колоритный дед домовито варит суп. Он аккуратно помешивает и осторожно пробует. На столе — аккуратная клеенка, чашки. Он подметает пол, а потом слушает радио. А за окном — темный одинокий и долгий вечер.

Кадры из фильма «Костер на ветру»

Кадры из фильма «Костер на ветру»

И тут в дом врывается паренек и поспешно умывается. Старик встревожен. Дальше — больше. Он видит у сына… кровь. Случилось страшное. Полиция… Арест… Слезы соседки, крики. Трагедия. Произошло убийство по неосторожности. Водка. Трактор. Задний ход в темноте и как следствие — задавил по неосторожности парня, друга и соседа. Погиб единственный сын у матери. Старик начинает действовать. Он покупает мясо и относит соседям, пытается поговорить с участковым.

Старик, проходя мимо магазина, замечает мальчишку, выпрашивающего сигареты. Он приводит его домой, кормит и укладывает спать. У подростка беспробудно пьет мать. Дома не прибрано и спят пьяные люди. Режиссер очень откровенно и смачно показывает деревенский быт. Пустынные деревенские улицы, по которым гуляют ветер и холод. Дома, крытые шифером, спутниковая тарелка, просторные и подметенные дворы — обычное, не образцовое, но и не вымирающее село. И два старика. Два противника. Два соседа.

Кадры из фильма «Костер на ветру»

Кадры из фильма «Костер на ветру»

Потом мы узнаем, что сын, которого посадили в КПЗ (камера предварительного заключения)… повесился. Крещендо нарастает-нарастает. Второй старик с самого первого вечера пьет, не просыхая. А наш главный герой воспитывает и кормит мальчишку, шьет себе белую парадную рубаху и даже… женится. Сцена женитьбы очень интересна сама по себе и снята деликатно и как бы… немного боком. Первый старик («наш») сразу вызывает симпатию. Он вдовец, аккуратный и непьющий, хозяйственный и серьезный. Не так уж и много стариков в якутских селах (средняя продолжительность жизни мужчин сейчас 60-65 лет, женщин — 70-75 лет). Невеста очень скромная, приятная и симпатичная. Она тоже сразу вызывает симпатию и наше одобрение. В ней нет ничего искусственного. А за окном — темнота и вечер и нам уже грезится будущее. А будущего-то и не случается…

Кадры из фильма «Костер на ветру»

Кадры из фильма «Костер на ветру»

Приходит вечно пьяный сосед-старик и убивает нашего героя, буднично и просто. Его же якутским ножом. В фильме нет криков, стонов, того самого «экшн», который нам уже порядком надоел, а есть очень простые сцены, настолько глубокие и убедительные, что это трудно выразить словами. И это и есть великое искусство. Сам фильм вообще — это подлинная трагедия. Без надрыва и истерии. Народная трагедия, я сказала бы.

Фильм «Костер на ветру» — несомненно, начало чего-то большого и великого.

Фильм «Костер на ветру» — несомненно, начало чего-то большого и великого. Мы будем ждать. Трагедия — самый трудный жанр в кино. И вот у нас уже сняли настоящую трагедию. И сняли ведь не профессионалы, а любители. Режиссер Дмитрий Давыдов — директор школы в Амгинском улусе, Алексей Устинов (наш главный герой) — просто житель села, и другие артисты тоже не профессионалы. Фильму уже аплодировали в Корее, Канаде, в Бразилии. Ему предстоит, я думаю, долгая и счастливая дорога к славе и успеху у зрителей.

Анна Романова, кинокритик
Анна Романова — сценарист, кинокритик, филолог (специальность «русский язык и литература»). Окончила Курсы сценаристов ВГИК (сценарный факультет, мастерская профессора Л.Н. Нехорошева). Преподавала кинодраматургию в Якутском филиале Санкт-Петербургского института кино и телевидения, сотрудничала с ЦТ (программа «Сиди и смотри»), киностудией «Кадр» (А.В. Панкратов), дипломант Всероссийского литературного конкурса «Герои Великой Победы — 2015».
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.