Не та деревня и не тот берег. «Кытыл». Рецензия

В кинотеатр «Айхал» на просмотр нового художественного фильма «Кытыл» (реж. Руслан Тараховский) пришли 9 человек. Во время сеанса посетила мысль: «Если это художественный фильм, то я, извините, Николь Кидман».

Анна Романова

19.06.2016
3 304

Это весьма слабая попытка рассказать о забытой Богом и государством якутской отдаленной деревне, где происходят пьянство, разврат, несчастные случаи на охоте, на реке; о деревне, где нет работы, хлеба и просто обыкновенного человеческого счастья. Ну нет и все тут. А есть бандит Макар, абсолютно обнаглевшая от безнаказанности Клара, есть Лена, страдающая от потери близких, есть симпатичная учительница русского языка Даша и есть другие не менее интересные персонажи, созданные профессиональными артистами нашего театра.

Кадр из кинофильма «Кытыл»

Кадр из кинофильма «Кытыл»

Сюжет начинается с приезда главного героя на свою малую родину. Здесь, в убогом домике, когда-то жила его семья: мама, папа и он. Дружная и счастливая семья. В маленьких якутских селах раньше, при советской власти, люди работали или в совхозном коровнике или в конторе. А жизнь была интереснее и насыщеннее, чем сегодня.

Эрхан, так зовут главного героя, пытается наладить в селе культурный досуг. Если честно, то скучно становится уже после его приезда. Кино — это очень жестокое искусство. Если кино скучное, его просто не будут смотреть. Это современное и более востребованное искусство, чем театр. А ведь съемочный процесс — это финансы, это большие моральные и физические затраты.

В фильме показана уникальная природа Якутии, мы видим Ленские Столбы, занесенные в книгу ЮНЕСКО, но почему-то мельком; праздник ысыах, национальные костюмы — кстати, дорогие и красивые. Нам показали на экране якутского мафиози, главу села, которому изменяет жена. Увидели интеллигенцию в нищей школе, нищий магазин и всю эту ужасную деревенскую жизнь-житуху.

Еще хорошо, что якутские фильмы короткие. Спасибо. Скучно было, но люди терпели. И я сидела и внимательно смотрела — мне ведь писать. И писать надо правду-матку, а она ой как грустна. Попробую еще раз. В фильме есть начало. Это приезд Эрхана. Дальше требуется сделать поворот или элементарно усложнить сюжет. Необходимо подготовить зрителя к кульминации. Здесь, в этом фильме кульминация — это пожар в клубе.

А дальше все происходит, как в сказке: отдельные личности бросают пить, Лена надевает белую одежду, Даша находит искреннего и влюбленного парня, который из плохиша быстро превращается в образцового жениха, бандит уезжает на пароме (кстати, образ бандита Макара, созданный артистом цирка Дьулустаном Софроновым, получился очень ярким и выразительным). Далее глава с серьезным видом делает заявление селянам и все дружно празднуют ысыах и играют пьесу П.А. Ойунского. Ни много, ни мало… Ну что ж — кино есть кино.

Кино — это очень жестокое искусство. Если кино скучное, его просто не будут смотреть. А ведь съемочный процесс — это финансы, это большие моральные и физические затраты.

В начале фильма у главы капают слюни на стол. Он пьян в стельку. Да, это фильм про деревню – но будто бы про деревню. Будто бы селяне и будто бы кино. Жители деревни показаны искаженно и выглядят далекими от истины, а ведь это очень трудолюбивые, аккуратные, немногословные люди, придерживающиеся моральных устоев. А какие истории есть в каждом селе, какие местные легенды, страшные истории, какие колоритные старики и старушки, умудренные летами и впитавшие народную мудрость. Ничего из этой бесценной кладовой в фильме нет. Камера работает очень непрофессионально, а фильм сделан не совсем этично.

Да, в маленьких селах Якутии, как и в других российских селах, люди пьют, бьют жен, детей, смотрят спутниковое телевидение, дерутся и сходят с ума от нищеты, безделья, безысходности. Они почти забыты, как и в фильме «Полковнику никто не пишет» (1999 г.), снятом по знаменитой одноименной повести Габриэля Гарсиа Маркеса, где идут бесконечные дожди и люди зарабатывают на петушиных боях. А у нас — во время ысыаха. Может, климат другой и национальность, но безысходность и нищета такие же, как и везде на нашей горемычной, в сущности, Земле. Даже в процветающем, в общем-то Китае, деревня тоже нищая и покинутая… Этот процесс продиктован современной жизнью и требованиями прогресса. Но фильм «Кытыл» про якутскую деревню скучен и не вызывает никаких эмоций у зрителя.

Да, это фильм про деревню – но будто бы про деревню. Будто бы селяне и будто бы кино.

А так хотелось бы посмотреть настоящий фильм про деревню. И так хотелось бы увидеть в этом фильме художественные детали и приемы: как утром идут за водой, выгоняют коров на выпас и т.д. и т.п. Элементарно, умываются. С удовольствием. Пьют чай. Тоже с удовольствием. Это надо повторить раза три и с подробностями. Даже про Лену — можно было бы показать могилы ее родных… да так, чтобы зрители зарыдали в полный голос. У нас ведь такие интересные сельские кладбища. Мне жаль якутскую деревню, показанную в фильме «Кытыл».

У кино есть свои законы и формулы. Киноискусство должно: 1. Удивить. 2. Восхитить. 3. Обрадовать. 4. Испугать. 5. Влюбить. 6. Заставить задуматься.

И в кино, как и в литературе, живут образы, то есть выдуманные герои, которые получаются настолько яркими, насколько режиссер владеет своей профессией.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Читайте также:

1 Response

  1. киношник:

    какая-то скучная рецензия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Последние материалы