«Платок тонет и не тонет, — потихонечку плывет…»

Зал встает. «Милый любит и не любит — только времечко ведет» — продолжает певица. Это легендарная Роза Багланова, концерт в Кремле, 1947 год. Во время ее концерта находящийся среди зрителей Сталин неожиданно попросил певицу исполнить эту «замечательную фронтовую песню», которую сам очень любил. Всю песню зал выслушал стоя, в конце чуть не обрушив стены овациями. «Соловей!» — кричали восторженные зрители вслед за генералиссимусом.

Сардана Ордахова

04.05.2016
3 798

Да что Сталин — сама Русланова любила ее исполнение, а ведь среди артистов, особенно артисток, это редкость. «Когда Русланова услышала в моем исполнении «Ах, Самара-городок», то сказала: «Молодец, Багланова!» Никакого чувства ревности с её стороны не было» — рассказывала Роза Багланова. Именно ее исполнение стало эталонным и сделало песню столь популярной.

Сейчас представление о военных годах мы имеем во многом благодаря песням. Знаменитые «Синий платочек», «Землянка», «Катюша», «Темная ночь» всегда были в репертуаре бригад артистов, приезжавших с концертами на передовую. И «Самара-городок», конечно, тоже. В осажденном Сталинграде именно эта песня имела огромный успех. Все участники того концерта были награждены медалями «За оборону Сталинграда».

Изумительная казахская певица Роза Багланова, солистка Ансамбля песни и танца Узбекской филармонии, пела «Ах, Самара-городок» всю войну — в окопах перед бойцами, полевых госпиталях. Однажды во время концерта на передовой начался минометный обстрел. Осколок попал артистке в левый глаз, повредив роговицу. В госпитале в полевых условиях операцию делать не стали. Но Роза осталась в строю, на фронте — до самой Победы.

Девчонкой приехала она в Ташкент из родного Казахстана, чтобы учиться в текстильном институте. Ее талант заметили и пригласили работать в филармонию. Как раз в 1941 году девушка получила направление на учебу в Московскую консерваторию, но началась война, и Роза ушла на фронт в составе Государственного женского ансамбля песни и пляски.

Страх перед смертью исчезал, когда я видела озаренные улыбкой лица солдат, через полчаса готовых идти в атаку. Многим из них не суждено было вернуться, и наши песни были единственной связующей нитью с прошлой мирной жизнью.

Прожила она долгую и прекрасную жизнь. До 80 лет с блеском выступала, много гастролировала за границей, репертуар, помимо оперного, был эстрадный, широкий, преимущественно на родном языке, но зрители неизменно просили «Самару-городок» и хором подпевали. Пела она эту русскую песню всегда в национальном казахском костюме. Народная артистка СССР, Народный Герой Казахстана, почетный профессор Восточно-Казахстанского университета Роза Тажибаевна Багланова ушла 8 февраля 2011 года — на 89 году жизни, став блистательной легендой.

Платок тонет и не тонет, —
Потихонечку плывет.
Милый любит и не любит —
Только времечко ведет.

Ах, Самара-городок,
Беспокойная я
Беспокойная я,
Успокой ты меня!

Сколько раз я собиралась
Бросить милого, забыть.
Истомилась, исстрадалась,
Но не бросила любить.

Милый скажет: «До свиданья»,
Сердце вскинется огнем —
И тоскует и томится
Все о том же, все о нем.

Ах, Самара-городок,
Беспокойная я
Беспокойная я,
Успокой ты меня!

Что касается самой песни, то она считалась народной, но в последнее время иногда пишут об авторстве Андрея Филипповича Костина. Преподаватель музыки из Липецка, он работал, кстати, некоторое время в Якутске, являлся педагогом таких наших мастеров, как А.Ильина, А.Яковлева, А.Самсонов. Он же является автором музыки нашей знаменитой песни «Хайыhар» на стихи И. Чаҕылҕана. Но об этом в следующий раз.

Известная казахская певица Роза Багланова

Отрывок из автобиографической книги Розы Баглановой «Айналайын халқымнан еркелеткен» («Благодарна народу моему за ласку ко мне»), 2007 г.:

— В 1941 году наш коллектив выступал под Москвой. Все подступы к столице были заграждены, и нам приходилось проходить пешком по 15—20 километров в день. Очень трудно добирались до расположения Панфиловской дивизии. Первый концерт давали именно там. Потом был Северо-Западный фронт. Перед нами предстала страшная картина разрушения: на месте вчерашнего поселка лежали руины. Сценой нам служила выжженная земля, музыкальным сопровождением — грохот орудийных залпов. Страх перед смертью исчезал, когда я видела озаренные улыбкой лица солдат, через полчаса готовых идти в атаку. Многим из них не суждено было вернуться, и наши песни были единственной связующей нитью с прошлой мирной жизнью. До сих пор помню тот ужас, всякий раз охватывавший меня, когда видела корчившегося от боли солдата с оторванной снарядом ногой или рукой, а ведь два часа назад он лихо отплясывал под мою «Тальяночку»!

Нам приходилось выступать в 500 метрах от передовой. Сейчас я бы так не смогла. А тогда… Кругом разрывались снаряды, на наших глазах замертво падали солдаты, а мы продолжали петь. Иногда приходилось выступать по 15 часов в сутки. Случалось, что кровь горлом шла. Но я продолжала петь, а иначе и быть не могло. Как ты можешь отказать солдату, который просит: «Спой-ка, сестричка, напоследок «Самару-городок». Эта наивная песня придавала им силы, заставляя вновь и вновь подниматься в атаку».

Интересные факты

Роза Багланова стала единственной из артистов Великой Отечественной, удостоенной сразу двух медалей «За боевые заслуги».

Во время боев за Варшаву женский ансамбль Розы Баглановой пел перед тяжелоранеными в одном из полевых госпиталей. Началась бомбежка. А солдаты умоляли: «Сестры, не уходите!». Тогда руководитель хора сказал Розе и еще нескольким девушкам: «Пусть все бегут, а мы давайте возьмемся за руки и будем стоять здесь до конца». Бомбежка стихла, песня была допета до последнего слова.

В 1989 году на концерте в Евпатории на сцену поднялась женщина на костылях и тихо спросила: «Розочка, ты меня не узнаешь?» Певица в растерянности покачала головой. Тогда женщина громко объявила на весь зал: «Это она вынесла меня с поля боя, когда фашистский снаряд оторвал мне ногу. Ей я обязана своей жизнью». Только тогда Багланова признала в ней хрупкую медсестру Раечку из военного госпиталя. Две уже взрослые женщины на сцене огромного концертного зала не стыдились своих слез, не выпуская друг друга из объятий, не слыша шквала аплодисментов растроганной публики.

По отзывам слушателей, ее сопрано с годами нисколько не сдал в чистоте и звонкости — до сих пор многие вспоминают блистательный концерт Баглановой в 2002 г. в зале Конгресс-холла Астаны.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Читайте также:

1 Response

  1. М.Г.:

    Удивительный человек Роза Багланова. А голос какой и артистичность!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Последние материалы